ksenka_77 (ksenka_77) wrote,
ksenka_77
ksenka_77

Categories:

Крым с велосипедного седла



Очередной поход на майские праздники, но на этот раз ВЕЛОпоход. Моя давнишняя мечта скататься на велах в Крым наконец осуществилась. Теперь я с уверенностью могу сказать, что прошла боевое крещение – тягуны, скоростные спуски по серпантину и горным тропам, крутые подъемы, перетаскивание вела на себе через завалы, вращение педалей на пределе сил, холод, зной и дождь – все это мы пережили. Наша команда в количестве 8 человек отправилась на 5.5 дней по такому маршруту:
Симферополь - Строгановка – Денисовка - Долгоруковская яйла – т/c Буковая Поляна - Алушта – Ялта – Ай-Петри (на канатке) - Большой Каньон - Соколиное - Голубинка - Новоульяновка - по грунту на т/с Мангуп - Бахчисарай – Симферополь.

По дням
1 день - Симферополь - Строгановка – Денисовка - Долгоруковская яйла – т/c Буковая Поляна (бивак) – 31 км
2 день – т/c Буковая Поляна - Алушта – Ялта (ночлег стационарно) – 67 км
3 день – дневка в Ялте, посещение Ливадийского дворца, прогулка по городу.
4 день - Ялта – Ай-Петри (на канатке) - Большой Каньон - Соколиное - Голубинка - Новоульяновка - по грунту на т/с Мангуп (бивак) - 65 км
5 день – т/с Мангуп - Бахчисарай (ночевка стационарно) – 22 км
6 день – Бахчисарай (от Ханского Дворца) – Симферополь (вокзал) – 35 км

Общий километраж - 220 км.
Время в пути – 17:14 часов
Средняя скорость – 12, 38 км/час (с учетом пеших подъемов)
Максимальная скорость – 49 км/час

За месяц до путешествия мы начали закупать недостающее снаряжение в виде багажников, велосумок, фар и прочих атрибутов настоящего вело путешественника. Путешествия на велах имеют ряд особенностей.

Из личного опыта:
- резкие перепады температур – при подъеме жарко, при спуске холодно, сильный ветер (обязательно нужно иметь непродуваемую куртку, сменные футболки или быстросохнущую велоодежду/термобелье);
- нагрузка на мышцы ног, которые в повседневной жизни мало напрягаются – могут случится перегрузки;
- напряжение на коленные суставы, низкий каденс – чем ниже скорость вращения, тем больше усилий на педаль, а значит и на коленные суставы. Оптимальным режимом как по КПД, так и по нагрузке на колени считается 100–110 оборотов в минуту.
- очень энерго затратный вид спорта – есть хочется постоянно, так что рацион должен быть тщательно продуман (переедать ни в коем случае нельзя, но есть нужно часто и желательно брать каждому запас в виде сосательных конфет, орехов, сухофруктов и шоколада).
- дополнительный груз в виде вело сумок и рюкзаков, затяжные подъемы порой по трудно проходимой местности, возможные поломки значительно снижают среднюю скорость велосипедиста (это стоит учитывать при планировании маршрута). У нас был не один подъем, когда мы тянулы велы вверх – скорость при этом 2,5 – 3,5 км/час.
- обезвоживание - недостаток жидкости в организме приводит к уменьшению количества выделяемой в колене смазки. Пить нужно часто, даже если холодно или не хочется, лучше пить изотонические напитки (отчасти восполняет соли в организме, которые теряются вследствие продолжительного и обильного потоотделение, которому способствуют жара и обильное питье) для поддержания солевого баланса и восполнения потерь углеводов. Газировку не советую, она вымывает кальций из организма. Лучше всего минеральная не газированная вода, причем желательно ее постоянно менять.
- избегать заплечных рюкзаков. По возможности нужно постараться запихнуть все в вело сумку на багажник.



И еще я решила, что путешествовать без палаток, спальников и котелков легче, быстрее и приятнее. Все же, романтика пешеходного туризма немного отличается от романтики велотуризма, хотя палатки – это тоже хорошо. Все зависит от цели путешествия. Я как, самый большой мерзляк, на майских больше всего страдаю от ночевок в палатках, совершенно не могу выспаться из-за холода, не помогает даже теплющий спальник.

Два первых дня похода были самыми тяжелыми – во-первых, с непривычки, во-вторых, из-за маршрута. До Долгоруковской яйлы дорога была еще более менее сносной, но подъем на яйлу был очень изнурительным – ехать на велах по такому крутому уклону, да еще и по горной тропе, да еще с грузом на багажнике было совершенно невозможно, поэтому велы пришлось катить вверх. Ох и непростое это оказалось занятие. Нас несколько раз намочил дождик, благо кратковременный. Зато забравшись наверх, мы были вознаграждены. Крым всегда поражал меня разнообразием ландшафта. Вниз на запад открывается отличный вид на Салгирскую долину и склоны Чатырдага. Драматизм пейзажу придавали дождевые тучи, оттеняющие лучи заходящего солнца.

Название яйлы дала древняя фамилия Долгорукова, к моменту присоединения Крыма - генерала, а за 40 лет до этого рядового гренадерского полка. 14-летний Долгоруков свой первый офицерский чин получил за то, что первым под шквальным огнем турок взошел на Перекопский вал. На Долгоруковской яйле в годы Великой отечественной войны располагался главный партизанский аэродром. Холм Славы (так называется памятник партизанам) - очень ясный и отовсюду видный ориентир.

Мы долго ехали по яйле, пытаясь найти поворот на карте, чтоб доехать до Демерджи. Дорога вела нас в другую сторону, мимо пастбища с лошадьми, по холмам, и дальше дальше…пейзаж вокруг был до того чарующим, что я не заметила, как начало темнеть. По всему было ясно, что мы немного сбились с пути и нужно срочно искать место для ночлега, стало ощутимо холодно. Вдали мы увидели несколько огней, и правильно рассчитав, что это тур. стоянка, направились в их сторону. Нам повезло, мы нашли довольно удобное место у родника – , возле домика лесника – т/с Буковая Поляна. Нас снабдили дровами и мы, уставшие и замерзшие, имели возможность немного отогреться у костра и приготовить ужин – любимая гречневая каша. Утро выдалось чудесно солнечным, вопреки всем прогнозам. Оказалось, к тому же, что с дороги мы не сбились, а просто немного не доехали до запланированного места стоянки. Дабы не терять время, решили спускаться к трассе в Перевальное. Этот спуск был одним из наиболее запоминающихся за все путешествие – вниз по крутому уклону между камнями и завалами на двух тормозах – наcтоящий downhill.
Мой боевой “конь” показал себя отлично, можно сказать прошел боевое крещение и доказал, что он все же MTB. Трасса после стольких километров грунтовки с каменной россыпью показалась спасением. Но не тут то было – длиннющий тягун на Ангарский перевал был следующим испытанием. Признаюсь, было тяжело всем. Но мы же ребята тренированные И вот мы наверху – впереди знак “Затяжной спуск 9 км”! Вот в такие моменты познаешь радость велосипедной жизни. 49 км/час – мой личный новый рекорд. А я думала, что лыжи круче велика – беру свои слова обратно:)

И вот мы в Алуште. Море! Обед! До Ялты остается 30 км. Вроде немного. Но мы поехали по нижней дороге вдоль набережной и от Лазурного нам пришлось подниматься около 6 км по крутому уклону, хоть и асфальтовому, но велики пришлось выкатывать на себе, ехать на них по такому подъему было нереально. И второй раз за день мы были рады трассе. Подъем был ужасно тяжелым. Мы истребили почти все запасы воды. Ноги работать отказывались. Но через 200 м открылось второе дыхание, дорога показалась менее сложной, подъемы чередовались со спусками и к 20:30 мы наконец добрались до Ялты. С жильем нам несказанно повезло. 5 комнатная квартира с открытой верандой и мангалом во дворе обошлась нам в 500 грн./сутки с 8 человек. У меня даже не было сил толком поужинать. Горячий душ, теплая кровать и осознание того, что завтра день отдыха – этого было более, чем достаточно.

На следующий день мы просто отдыхали, скатались посмотреть Ливадийский дворец. Но даже без сумок, на велике я чувствовала себя не очень, мышцам нужно было восстановиться. Посему, во второй половине дня мы гуляли уже пешочком, непривычно:)

Утро 4 дня пути. Выезд в 7 утра. Отличная погода, живописная дорога вдоль моря мимо Ласточкиного гнезда. Красота и величие крымских гор и бесконечно синего моря. от Ялты до канатки на Ай-Петри вышло около 18 км. Поездка на канатной дороге – это отдельный экстрим. В очереди еще стояла группа велосипедистов “тяжеловесов” – крепкие ребята в серьезной защите с не менее крепкими велами: толстенные рамы, задние амортизаторы. Занимались они уже 4 день тем, что поднимались на канатке и спускались с Ай-Петри в режиме “no fear”. Наверное в этом что-то есть, но меня больше привлекает универсальный вел, на котором и по асфальту можно покататься нормально, и по дебрям попетлять. А башкой в деревья влетать – как-то не хочется, жалко голову:)

В общем, нужно было запихнуть в вагончик 10 велосипедов за 30 секунд, потом выгрузить на пересадке и снова загрузить в другой вагончик. Честно говоря, до этого момента я думала, что не могу поднять велик с груженым багажником:)

Ай-Петри…эх, что тут говорить – весь мир на ладони и сердце замирает от избытка кислорода и адреналина при взгляде вниз.
Далее наш маршрут пролегал в строну Мангупа мимо Большого каньона Крыма. Сам каньон мы не посмотрели толком, так как на великах он непроходим. Но захотелось вернуться туда пешим туристом, дабы все же увидеть это чудо природы во всей красе. Но что это была за дорога от Ай-Петри до Большого каньона – серпантин в лучших традициях Need for speed. 20 км спуска с виражами на180 градусов! У меня даже в голове что-то продуло. По дороге видели ненормальных, которые ехали вверх. По слухам подъем занимает 6-7 часов. Вниз же мы доехали всего за 40 мин. Правду сказать один мой товарищ проделал такое путешествие вверх, помнит его до сих пор, в том числе как потом ноги отваливались:)

Дальше пошел отличный асфальт все время вниз, Соколиное - Голубинка - Новоульяновка. Итого, мы пролетели около 35 км со свистом, почти не напрягаясь. Под конец даже захотелось поездить немного вверх. Собственно, в Крыму это запросто:) До Мангупа пришлось все же попотеть немного. Но погода была чудная, по всему было ясно, что лагерь мы в кои-то веки будем раскладывать засветло, так что можно было наслаждаться чистым горным воздухом и ласковым закатным солнышком. Лагерь разложили на т/с Мангуп, уже обхоженное местечко в прошлом году, тогда мы проходили его как пешие туристы. Утром, оставив велики в ближайшей чайхане, вскарабкались на Мангуп, на удивление легко и быстро по сравнению с прошлым годом, когда на нас были рюкзаки.
Мангуп – место удивительное. Про него ходит множество легенд.

“Положение Мангупа необыкновенно. Находясь между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира. “ Кёппен, историк, 1830-е гг.

Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма. Еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. В IV—V веках на плато появилось поселение алано-готов, а в окрестных балках катакомбные могильники. Во второй половине V века построены первые укрепления. В это время город назывался Дорос и был столицей страны Дори — крымской Готии. В 6 в на плато возводится монументальная базилика, город становится центром Готской епархии в Крыму. В конце VII века Хазарский каганат подчиняет Дорос. В городе ненадолго размещается хазарский гарнизон. XIII — середина XV город был cтолицей поздневизантийского княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро. Путешественники 19 в еще видели здесь здания, а не руины. Цитадель – единственная уцелевшая наземная постройка Мангупа отгораживает Дырявый мыс. В центральной точке стены находилась калитка и трехэтажный замок-донжон, с внешней стороны напоминавший мрачную крепостную башню, а с внутренней - богато украшенный дворец, в котором некогда и ютился князь Феодоро. Постройка датирована 1362 годом. Внутри цитадели надо обязательно найти (что непросто) и осмотреть так называемый октагональный (восьмигранный) храм-ротонду, аналогов которому в мире почти нет. Считается, что это был княжеский храм, воздвигнутый правителем Алексеем в 1420-1430 гг.

1475. Город, как и всё княжество был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале — крепость Мангуп). Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
1774 Крепость была оставлена турецким гарнизоном.
1790 Поселение покинули последние обитатели — община караимов.
Во время осады Севастополя немецкими войсками на Мангупе находился наблюдательный пункт Манштейна.

На Мангупе стоять с палатками запрещено, хотя мы в прошлом году стояли, да и в этом я видела там много туристов. Но чтоб подняться на него теперь нужно официально покупать билет - 5 грн со студентов, 10 грн – со взрослых. Наверху действительно ходит охрана и проверяет билеты.

Около Мангупа можно поесть в татарских кафе – вкусная национальная кухня за вполне приемлемые деньги, только вот обслуживание уж оооочень медленное. Мы были в чайхане “У Айше”, и к сожалению нам попалась девочка официантка, у которой был первый рабочий день.

От Мангупа мы направились прямиком в Бахчисарай и как раз успели на последнюю экскурсию по Ханскому дворцу. Поистине его восточное великолепие поражает до сих пор. Легкая архитектура построек, отсутствие монументальности, даже стены, разгораживающие сад и интерьер, условны: они должны были создавать прохладу в знойный летний день , но при этом "впускать" сад через окна и витражи. Прототипом для создания Бахчисарайского дворца послужил дворец султанов в Стамбуле - Топкапи.
На протяжении XIX — начала XX веков город был центром культурной и общественной жизни крымских татар. Современный Бахчисарай состоит из трёх примерно равных по площади частей: Старого города, Нового города и новых кварталов. Старый город расположен в узкой долине реки Чурук-Су, для него характерна сохранившаяся со средних веков традиционная планировка (узкие кривые улицы) и традиционные крымскотатарские дома.

Мы были довольно уставшие, чтоб искать стоянку и решили заночевать стационарно в городе. С жильем там оказалось все очень просто, мы нашли его не отходя от дворца. Нас приютили очень милые и тихие старички, татары. Мягкая теплая кровать, горячий душ и уютная комнатка – удовольствие обошлось всего в 30 грн.

Все это оставляло время для достойного проведения последнего вечера в Крыму: чайхана, татарская кухня, чай на травах и кальян - все это с видом на древние постройки Старого города. Можно было запросто ощутить себя восточной прынцессой или ханом:) В общем была возможность порефлексировать.

Путь домой всегда сладок. В последний день путешествия при выезде из Бахчисарая я все же умудрилась упасть с велика, но отделалась легким испугом и парой ушибов.

Симферополь, последние метры маршрута. Осталось только запаковать велики и устроиться поудобнее на полке в поезде. Мы все ужасно устали, но нет сомнений в том, что ради таких моментов стоит жить. Велосипед открывает просто невообразимые горизонты в мире путешествий. И я уже предвкушаю, сколько дорог у меня еще впереди.

Смотреть все ФОТО
Tags: Крым, велосипед, туризм
Subscribe

  • Шамони. Часть 3 – Белая Долина

    Альпийские горы, сколько ног их истоптало, сколько рук цеплялись за их острые неприступные стены, пытаясь их покорить. Сквозь лазурный сумрак…

  • Шамони. Часть 2 - Прогулка по леднику

    Шамони - сердце Савойи, уютно расположилось в долине Альпийских гор, у подножия Монблана на высоте 1035м. Еще 400 лет назад эта местность была дикой…

  • Шамони. Часть 1 - Альпийский фрирайд.

    Все началось 2 года назад, в Ясне (Словакия), когда я разговорилась с каким-то парнем на подъемнике. Я жаловалась на короткие трассы (тогда я еще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Шамони. Часть 3 – Белая Долина

    Альпийские горы, сколько ног их истоптало, сколько рук цеплялись за их острые неприступные стены, пытаясь их покорить. Сквозь лазурный сумрак…

  • Шамони. Часть 2 - Прогулка по леднику

    Шамони - сердце Савойи, уютно расположилось в долине Альпийских гор, у подножия Монблана на высоте 1035м. Еще 400 лет назад эта местность была дикой…

  • Шамони. Часть 1 - Альпийский фрирайд.

    Все началось 2 года назад, в Ясне (Словакия), когда я разговорилась с каким-то парнем на подъемнике. Я жаловалась на короткие трассы (тогда я еще…