ksenka_77 (ksenka_77) wrote,
ksenka_77

Синай: невероятные велоприключения. Часть 3 - По стопам Моисея

Этот пост приятно приурочить к сегодняшнему празднику Святой Катерины, так как речь в нем пойдет об удивительном монастыре имени этой святой, в котором мне довелось побывать.

Святая Екатерина никогда не бывала на Синае, но здесь к ней относятся с особым трепетом. Даже местные бедуины чтят великомученицу и называют в ее честь своих дочерей.

Святая Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Красивая, ученая и набожная девушка яро проповедовала христианство. По приказу императора Максимилиана, пытавшегося искоренить ростки новой веры, ее подвергли страшным пыткам и колесованию, и она мученически погибла. Но, как гласит придание, после смерти тело девы загадочным образом исчезло. Говорят, Ангелы перенесли ее мощи на вершину самой высокой горы на Синае, где их и нашли монахи через 300 лет.

Монастырь св. Катерины находится в 150 км от Дахаба, рядом с одноименным городком. Этот удивительный островок православия в самом средце синайских гор 1400 лет привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира.

Шутка ли, монастырь Святой Екатерины — один из древнейших православных монашеских центров непрерывно действующих с VI века! Библиотека монастыря по числу и ценности рукописей уступает только библиотеке Ватикана. Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, что и предотвратило его разграбление. За всю долгую историю, монастырь ни разу не был захвачен или разрушен. В сокровищнице можно увидеть копию охранной грамоты, которую выдал пророк Мухаммед монастырю.

Интересная особенность: монастырь единственный в своем роде, на территории которого также возведена мечеть. А история ее возникновения такая: один фанатичный халиф Хаким решил уничтожить православный монастырь на Синае. Но его армию еще на самых подступах к горам увидели бедуины и передали весть монахам. Настоятель монастыря принял решение перестроить одно из помещений монастыря в мечеть. Халиф же, увидев рядом с православными крестами священный полумесяц, вынужден был отступить.

Монастырь был основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив). Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Еще только собирая вещи в поездку, я благоговейно предвкушала возможность пройти по стопам Моисея, и именно возможность побывать в этом месте и повлияла на принятие окончательного решения о поездке.

Мы специально выехали пораньше, чтобы успеть на вечернюю службу на 16:00. Службы в монастыре служатся каждый день в 4 утра, 12 дня и 16 вечера. На службу можно попасть только православным, разумеется, доказывать это не нужно, достаточно сказать на русском, что вы православные паломники из России/Украины и т.д. Мы не знали куда идти и воспользовались помощью русской паломницы из Финляндии. На входе в монастырь нас строго оглянул охранник. Пройдя через узкий каменный тоннель, мы попали к Базилике Преображения - главному храму монастыря. Вход в нее украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов VI века!

Служба - это единственная возможность побывать внутри монастыря в нетуристические часы, то есть, избежать галдящей толпы, которая, что говорить, комкает общее впечатление от святыни.

для сравнения (то же место днем):

Монастырь открыт для посещений каждый день кроме пятницы и воскресенья с 9 до 12 утра.

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Служба ведется на греческом языке. Она очень камерная и тихая, с минимальным количеством людей – всего 4 монаха, и больше походит на бдение. Длится всего час с лишним. Людей было совсем немного – человек 15-20, в основном русские паломники.

По окончании службы всем православным предлагается поклонится мощам Св. Катерины, после чего монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

Вышли из Базилики мы с другой стороны, прямо к часовни Неопалимой Купины. Это куст, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Куст буйно растет уже более 1500 лет и является единственным в своем роде на всем синайском полуострове.

После такого насыщенного дня, мы пошли перевести дух в нашу уютную гостиничную комнатку. При монастыре есть гостиницы для паломников и туристов. Вполне комфортабельные, так что некоторые живут тут по нескольку дней. Стоит номер в районе $20 с одного человека в сутки с трехразовым питанием. Но у меня язык не поворачивается назвать это питанием – это просто царский пир. Съесть всю порцию практически нереально, хотя очень хочется:) Традиционная египетская кухня, смягченная европейским блюдами с неизменным арабским сервисом и изысканной сервировкой. На благо туристов трудится целый отряд поваров и официантов. После ужина мы плавно переместились на открытую площадку и еще долго сидели, попивая бедуинский чай под синайскими звездами, беседуя о религии, вере, книгах и прочих высоких материях:)

Я твердо вознамерилась пойти встречать рассвет на гору Моисея. Из всей компании меня поддержал только Костя№2.

Гора Моисея или Священный пик имеет высоту 2285 м, в среднем подъем на нее занимает 2 часа. Согласно христианской традиции, это та самая гора, на вершине которой Моисей получил скрижали веры и 10 заповедей.
Мы рассчитали время так, чтоб в быстром темпе забежать на гору и успеть вернутся до того времени, как туда пойдут ребята (они решили это сделать после завтрака). Проснулась я даже раньше 4-х утра, меня разбудили крики туристов, уже начавших подъем все они проходили мимо дверей нашей комнаты, так что спать было решительно невозможно. Мы оперативно собрались и в 4:23 уже топали в направлении горы, то и дело обгоняя группы разноязычных туристов. Самые шумные и многочисленные как всегда – арабы. Возможно, это было связано с тем, что как раз в эти дни проходил второй по величине мусульманский праздник - праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха; азерб. Qurban Bayram) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в память жертвоприношения пророка Ибрахима через 70 дней после праздника Рамазан.

Было еще совсем темно, но людей было просто невероятное количество, весь путь к вершине был освещен светом сотен фонариков.

На вершину горы ведут два пути. Один – это 3750 ступеней, вырубленных монахами в скалах. Этот путь короче, но труднее, по нему лучше спускаться, он невероятно красив и, как правило, безлюден. Другой путь проложен египетскими властями в XIX веке, по нему можно даже подняться верхом на верблюде. Мы забежали наверх за 1:20, чем побили самые смелые ожидания. Успели за 15 минут до восхода.

Сотни туристов и паломников всех религий и конфессий, молодых и старых каждый день встречают рассвет на горе Моисея. По преданию, в это время всем находящимся на горе, отпускаются грехи. Но конечно не только это заставляет совершить сей небольшой подвиг, это и дань традиции, и своеобразное путешествие, для многих, непростое утомительное восхождение с единственной целью - увидеть невероятную красоту синайских гор в лучах рассвета, в окружении сотен единомышленников, вне зависимости от языка и веры, где все понимают друг друга без слов и каждый тихо улыбается про себя, вспоминая свое самое заветное желание, в ожидании главного чуда на земле – чуда зарождения нового дня.

Бедуины заботливо предлагают чай, траву и одеяла:)

Обратно возвращались по другой дороге, единственные из всего потока людей - и попали в удивительный лабиринт синайских гор.

Это было первое и главное впечатления дня. Потом мы пошли смотреть монастырь и скомкали первое впечатление, так как пришлось пробираться сквозь толпу туристов. Наташа, Андрей и Костя отправились на гору, Костя №2 – спать, а я решила заглянуть в музей-сокровищницу, людей там было значительно меньше, видимо потому что вход платный – 30 EGP, для православных –10:) И не капли не пожалела, невероятно что такие древности дожили в подлинниках до наших времен и не были разграблены и уничтожены. Немного подремала в номере, пока не разбудили работники гостиницы, так как нам пора было выезжать из номера. Ждали ребят все на той же открытой площадке кафе, попивая кофе и наблюдая за группой католических монашек. И тут послышались раскаты грома…

Продолжение следует...

Синай: невероятные велоприключения. Часть 1 - НЕтуристический Шарм эль Шейх
Синай: невероятные велоприключения. Часть 2 - Дахаб
Tags: Египет, велосипед, путешествия

• Сантьяго Калатрава - гений формы

Наше небольшое путешествие по Испании я хотела бы начать с самого удивительного и поразившего меня места в Валенсии, куда я непременно хотела попасть…

• Петербург, Петроград, Ленинград

Так давно желанная поездка в Петербург наконец состоялась. Я уже дважды бывала в этом дивном городе до того. Многое в нем казалось мне таинственным и…

• Stockholm mania

“А солнце стояло уже над самым Лильехольменом и щедро бросало на восток целые снопы лучей; они насквозь пронизывали клубы дыма над Бергсундом,…